Двигатель (ДВС) автомобиля, как и любое другое устройство, имеет три временных интервала, в которые он проходит стадию приработки (обкатки), стадию нормальной эксплуатации и стадию старения. Основные характеристики двигателя претерпевают изменения в зависимости от срока службы и условий эксплуатации, обусловленные происходящими в двигателе процессами. Существуют сновные характеристики двигателя, по которым его состояние можно оценить без полной разборки, — это мощность двигателя, удельный расход топлива, удельный расход масла и давление масла в системе.
На стадии обкатки двигателя происходит приработка деталей, и это становится причиной увеличенного удельного расхода топлива и масла и сниженного давления масла системе смазки двигателя. Период обкатки обычно устанавливается на уровне пробега 1000 км, но практически процесс приработки продолжается и после 5000 км пробега заканчивается. К концу периода обкатки снижается удельный расход топлива и масла, а давление масла повышается до нормального значения. Рекомендуется в период обкатки избегать высоких нагрузок и особо уделять внимание нормальной работе системы смазки двигателя.
Следующий этап после приработки — этап нормальной эксплуатации, длительность которого зависит от особенностей конструкции двигателя и автомобиля вцелом, от условий эксплуатации и соблюдения основных требований по обслуживанию автомобиля. На этом этапе мощность двигателя, удельный расход топлива автомобиля и удельный расход и давление масла в системе смазки сохраняются, примерно на неизменном уровне, а эксплуатация автомобиля проблем не вызывает. Длительность периода безотказной работы двигателя — до пробега 80-100 тысяч км.
В процессе эксплуатации вследствие естественного износа зазоры в соединениях подвижных элементов двигателя увеличиваются, падает давление масла в системе смазки, увеличивается расход топлива и масла. Наиболее интенсивно эти процессы происходят а конце гарантийного срока службы двигателя. Наступает стадия старения двигателя, в процессе которой возможны варианты восстановления нормальной работоспособности автомобиля: капитальный ремонт двигателя или замена его новым двигателем.