Система зажигания на автомобиле включает в себя дистрибьютор (распределитель, трамблер), катушку зажигания, свечи зажигания и высоковольтные провода. В поздних моделях автомобилей начали использовать систему зажигания с компьютерным управлением, которая не может быть изменена. Настройка угла опережения зажигания заключается в установке дистрибьютора таким образом, что каждая свеча срабатывает в тот момент когда воздушно-топливная смесь в цилиндре полностью сжата. Если свеча срабатывает слишком рано или слишком поздно, двигатель теряет мощность, и могут произойти внутренние повреждения. Рассмотрим кратко основные проблемы, возникающие при неправильной настройке.
Пропуски на холостых оборотах
Пропуски двигателя означают, что свеча зажигания в цилиндре не срабатывает. Если двигатель пропускает на холостом ходу, это может быть вызвано неправильной установкой зажигания. Если дистрибьютор изношен или поврежден, например люфт вала распределителя больше допустимого, то установить момент зажигания точно невозможно.
Немного теории: На холостом ходу двигатель вращается относительно медленно, скажем, 1000 оборотов в минуту. Заслонка закрыта, так что в цилиндры втягиваются очень мало топлива и воздуха. Это небольшое количество смеси, горит очень быстро, поэтому для достижения максимальной эффективности, искра должна начаться, когда поршень находится очень близко к верхней мертвой точке. Если искра происходит слишком рано, то давление со стороны воспламеняющейся смеси действует на поршень так, что впустую пытается двинуть поршень вниз, прежде чем он достигнет конечной точки своего движения.
Пропуски на оборотах выше холостых
Если двигатель пропускает на скоростях выше в холостых, начните с проверки угла опережения зажигания. Если угол установлен правильно и это не причина проблемы, то осмотрите дистрибьютор. Убедитесь, что крышка распределителя не имеет трещин, если это не так, то замените ее. Также проверьте ротор на наличие повреждений. На старых транспортных средствах, использующих контактную систему зажигания, проверить, что контакты находятся в хорошем состоянии и правильно установлены. Также причиной может быть неисправная катушка зажигания.
Немного теории: При движении по шоссе, требование к таймингу отличается от холостых оборотов. При более высоких оборотах двигателя, когда дроссельная заслонка открыта нагрузка больше, чем в режиме холостого хода, нужно изменение опережения зажигания. Для этого есть две причины:
Обратная вспышка
Неприятные последствия возникают при взрыве несгоревшего топлива в выхлопном тракте. Чаще всего обратная вспышка вызвана проблемами с карбюратором и вакуумными утечками, но известно что это происходит и в результате неправильной настройки зажигания. Если Ваш автомобиль подвержен обратной вспышке, проверьте угол опережения зажигания и убедитесь, что распределитель надежно привинчен к двигателю. Если болт крепления ослаблен, то это может привести к смещению дистрибьютора, которое изменит момент зажигания.
Детонации и стук
Стук при работе двигателя при резком ускорении или преодолении подъемов известно как детонация. Детонация является самовозгоранием топливной смеси. Детонация может привести к серьезному повреждению или даже отказу двигателя. Если у вас возник стук при ускорении, начните с проверки крышки распределителя и ротора. Замените детали, которые изношены или повреждены. Проверьте зажигание. Также проверьте, что свечи зажигания имеют правильный тип для вашего двигателя.
Детонация — это взрыв топлива вместо его горения! При взрыве топливо не сгорает полностью, горит только его пограничный с воздухом слой. При этом возникают аккустические волны, которые ударяются о стенки цилиндра и поверхность поршня, издавая звук похожий на стук. Вместе с тим быстро растет давление и температура. Происходит повышенная теплоотдача поверхностям соприкосающимся с тепловой волной. Аккустические волны, неоднократно отражаемые поверхностями, способны разрушить свечу, отколов от изолятора кусочки керамики. В результате — перегрев, нагар, мелкие разрушения и, в конечном счете, выход из строя двигателя.
Дизелирование
Дизелирование — это когда, после выключения двигателя, слышен звук работающего дизеля. Вы также можете слышать хлопки воздуха из выхлопной трубы сразу после выключения двигателя. Двумя основными причинами дизелирования являются повышеные обороты холостого хода и перегрев, но неправильное опережение зажигания может способствовать этому тоже. Проверьте зажигание, и убедитесь, что распределитель надежно крепится к двигателю.
Установка и управление опережением зажигания имеет цель получить полную отдачу от давления на поршень в нужное время. Слишком раннне или слишком позднее время опрежения при работе двигателя под нагрузкой будет иметь разрушительный эффект. Слишком позднее время даст низкую мощность, грязные выбросы и чрезмерный износ цилиндра. Слишком ранее вызовет стук (дребезжащий звук обычно слышен на ускорении), перегрев головки блока цилиндров и других проблемы, о которых страшно и подумать.