Существует мнение, что внедорожник — это автомобиль, обязательно, с широко расставленными колесами большого диаметра и широкой резиной. Это правда, если производитель внедорожника расчитал поведение автомобиля с учетом такого размера колес и такого типа резины.
Идея замены стандартных колес на "модные" большего радиуса и ширины привлекает многих автолюбителей и, в первую очередь, владельцев внедорожников отчественного производства. Отчественные автомобили класса НИВА и УАЗ имеют "непривлекательные" заводские колеса и владельцы этих относительно недорогих автомобилей стремятся привести внешний вид своего авто и название "внедорожнник" в соответствие, не учитывая последствий. Но именно для них, для этих колес, производитель дает гарантию на ходовые характерестики автомобиля. Посмотрим к чему может привести бездумная замена колес.
Если предполагается, что автомобиль будет, как минимум, выезжать из гаража хотябы на мойку, то владелец должен превидеть его поведение на дороге. Когда на авто установлены заводские колеса, машина ведет себя предсказуемо. Если на машину установлены нестандартные колеса (большего диаметра или/и ширины) машина ведет себя не так как задумывали конструкторы и вся ответственность ложится на владельца.
Что может НЕ учесть владелец, который меняет колеса на нестандартные?
Важным параметром ходовой части авто является "плечо обката". Этот параметр означает расстояние между пересечением оси поворота колеса с дорогой и пятном контакта с дорогой ненагруженного колеса. Теоретически колесо "обкатывается" вокруг точки пересечения. Радиус "обката" может быть положительным, нулевым и отрицательным.
Положительное плечо обката облегчает поворот колес на малой (нулевой) скорости. Меняя угол поворота, колеса как бы объезжают точку пересечения оси поворота и дороги. Если плечо обката имеет нулевое значение, то колеса не совершают вращательного движения и испытывают только силу трения в точке контакта с дорогой, что нагружает рулевой механизм (хорошо если автомобиль оснащен ГУР).
"Вынос" колес за счет большей ширины резины или за счет нестандартного диска колеса (увеличение вылета) может привести к увеличению плеча обката. Что, в свою очередь, приведет к тому, что рулевое колесо (руль) начнёт «вырываться» из рук при любой неровносте на дороге, а усилие при повороте на парковке превысит все допустимые значения, износ подшипников ступиц значительно увеличивается.