logo uazt

Тюнинг внедорожников в Красноярске

УАЗ 452: система смазки и вентиляции картера двигателя ЗМЗ-451

Устройство

Смазка деталей двигателя комбинированная — под давлением и разбрызгиванием. Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорные подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел и верхние наконечники штанг толкателей смазываются под давлением, остальные детали — разбрызгиванием.

Стенки цилиндров дополнительно смазываются брызгами масла, выбрасываемого через сверления в нижних головках шатунов при совпадении их с масляными каналами в шейках коленчатого вала.

К шестерням привода распределительного вала масло подводится через трубочку, периодически сообщающуюся через канавки на шейке первого подшипника распределительного вала с масляной магистралью.

Система смазки двигателя (рис. 17) состоит из маслоприемника, масляного насоса, установленного внутри масляного картера, системы масляных каналов, масляных фильтров грубойи тонкой очистки, редукционного клапана, масляного радиатора, масляного картера с установленным на нем маслоизмерительным стержнем и маслоналивного патрубка, закрываемого крышкой-фильтром вентиляции картера.

Емкость системы смазки 6,2 л. Заливают масло через патрубок фильтра вентиляции картера.

Давление масла в системе при движении автомобиля соскоростью 45 км/ч должно быть в пределах 2—4 кГ/см2. Оно может повыситься при холодном, непрогретом двигателе до 4,5—5 кГ/см2 и понизиться в жаркую летнюю погоду до 1,5 кГ/см2. На малых оборотах холостого хода давление масладолжно быть не ниже 0,5 кГ/см2. Падение давления масла ниже1 кГ/см2 при движении автомобиля со скоростью 50 км/ч (при исправных масляном манометре и его датчике) указывает на наличие неисправности двигателя или масляного насоса. Работа двигателя при этом должна быть прекращена до устранения причины падения давления масла.

В системе смазки двигателя имеются два клапана; редукционный (в блоке цилиндров с правой стороны) и перепускной (в фильтре грубой очистки). Клапаны отрегулированы на заводе и нарушать заводскую регулировку клапанов запрещается.

Для охлаждения масла в системе смазки предусмотрен масляный радиатор, который включают (открывая кран) при температуре воздуха выше 20°С. При более низких температурах радиатор должен быть отключен. Однако независимо от температуры воздуха, при движении в тяжелых условиях (с большой нагрузкой и высокими оборотами коленчатого вала двигателя) также необходимо открывать кран масляного радиатора.

Поддон картера стальной, штампованный. Плоскость разъема поддона с картером уплотнена пробковыми прокладками. Крепят поддон к картеру шпильками. При ремонтныхработах следует иметь в виду, что левая передняя шпилька,ввернутая в крышку распределительных шестерен, — специальная; она ввернута в крышку на малую глубину. Установленная вместо нее шпилька с большей ввернутой частью можетзаклинить шестерню распределительного вала.

Маслоприемник прикреплен неподвижно к крышкемасляного насоса. Он имеет мелкую сетку, препятствующую  попаданию в насос крупных частиц грязи, находящихся в маслево взвешенном состоянии.

Масляный насос (рис. 18) шестеренчатого типа,размещен внутри поддона картера н закреплен к крышке четвертого коренного подшипника двумя шпильками. Корпус насоса 3 изготовлен из алюминиевого сплава, крышка 8 — из чугуна.

Привод масляного насоса (рис. 19, а) осуществляется отраспределительного вала паройвинтовых шестерен. Ведущая шестерня 4 выполнена за одно целое с распределительным валом.Ведомая шестерня 12 стальная, цианированная, закреплена штифтом на валике 8 привода. Верхний конец валика привода имеетсмещенную на 0,8 мм в однусторону прорезь для привода распределителя зажигания 5.

Осевые усилия в приводе отвинтовой шестерни направлены кверху и воспринимаются торцом бронзовой втулки, запрессованной в корпус привода. Для увеличения долговечности между торцом шестерни и бронзовой втулкой проложена тонкая стальная фосфатированная шайба 11.

Валик в корпусе привода смазывается маслом, разбрызгиваемым движущимися деталями двигателя. Стекая но стенкам блока, масло попадает в прорезь-ловушку на нижнем конце хвостовика корпуса привода, а оттуда через отверстие — на поверхность валика.

Если по каким-либо причинам с двигателя был снят привод масляного насоса и распределителя зажигания, то для обеспечения правильного положения распределителя привод на блок необходимо устанавливать в следующем порядке:

  • Вывернуть свечу первого цилиндра.
  • Закрыв пальцем отверстие свечи, пусковой рукояткой поворачивать коленчатый вал до тех пор, пока воздух не начнет выходить из-под пальца. Это произойдет в начале такта сжатия.
  • Убедившись, что сжатие началось, осторожно повернуть коленчатый вал до совпадения отверстия на ободке шкива коленчатого вала с указателем на крышке распределительных шестерен.
  • Повернуть валик привода, чтобы прорезь на его торце для шипа распределителя была расположена так, как указано на рис. 19 в, а валик масляного насоса при помощи отвертки погнуть в положение, указанное на рис. 19 г.
  • Осторожно, остерегаясь задеть шестерней за стенки блока, вставить привод в блок. После установки привода на место его валик должен занять положение, указанное на рис. 19 б.

Между валиком привода и валиком насоса имеется промежуточный валик 3, соединенный с ними шарнирно. Это обеспечивает некоторую свободу в установке насоса. Но для уменьшения износов в шарнирных соединениях привода и для обеспечения безупречной его работы насос устанавливают по возможности сооспо с отверстием для привода. Для этого необходимо пользоваться оправкой (рис. 20 — не приведен здесь), плотно входящей вотверстие для привода в блоке и имеющей цилиндрический хвостовик диаметром 13 мм. Насос центрируют по хвостовику оправки и в этом положении закрепляют.

Редукционный клапан. Для предотвращения повышения давления масла в системе, выше требуемого, в переднейчасти блока иилиндров с правой стороны установлен редукционный клапан (рис.21).

При повышении давления в системе смазки выше допусти-мого масло отжимает плунжер 9 редукционного клапана и избыточное масло сбрасывается в картер через сливной канал 6.

Редукционный клапан в процессе эксплуатации не регулируют. Пружину клапана тарируют: для сжатия ее до длины 40 мм необходимо усилие в пределах от 4,35 до 4,85 кГ.

Фильтр грубой очистки масла (рис. 22) пластинчатый, щелевой.

Фильтрующий элемент фильтра состоит из тонких, штампованных из ленточной стали фильтрующих 8 и промежуточных пластин, которые насажены на центральный валик 13 фильтра Промежуточные пластины создают зазоры величиной 0,09—0,1 мм для прохода масла. Путь масла указан на рисунке стрелками.

Для очистки фильтрующего элемента служат счищающие пластины 10, набранные на отдельном квадратном стержне 2, закрепленном неподвижно в корпусе фильтра. Заходя в промежутки между фильтрующими пластинами, они при поворотевалика 13 вместе с фильтрующим элементом удаляют всю грязь, осевшую как на поверхности фильтрующего элемента, так и в промежутках между фильтрующими пластинами.

Через фильтр грубой очистки проходит все масло, нагнетаемое насосом в систему. Между подводящим и отводящим каналами в корпусе фильтра расположен шарик 4 перепускного клапана, перепускающий масло в масляную магистраль при засорении фильтра. Перепускной клапан начинает пропускать масло при увеличении сопротивления фильтра (из-за его загрязнения) до давления 0,7—0,9 кГ/см2. Сопротивление чистого фильтра равно примерно 0,1 кГ/см2.

Фильтр тонкой очистки (рис. 23) состоит из штампованного из листовой стали корпуса 9 с крышкой 7 и сменного фильтрующего элемента ДАСФО-2.

Масло подводится через трубку 4 п, заполняя весь объем корпуса, поступает в щели между картонными дисками элементов. Ввиду малой скорости движения масла в щелях оседает некоторое количество смолистых веществ. Далее масло продавливается через поры картонных прокладок и дисков и по маслосворпым прорезям в прокладках поступает в центральное отверстие элемента. Из центрального отверстия масло, проходя через калиброванное отверстие диаметром 1,6—1,7 мм в верхней части стержня корпуса, проникает внутрь стержня и выходит из фильтра через трубку 1.

Для быстрого прогрева масла в фильтре на нижней крышке фильтрующего элемента сделано перепускное отверстие 13 диаметром 1,1 мм, через которое после пуска двигателя масло циркулирует, минуя фильтрующий элемент.

При заполнении грязью полостей между дисками и прокладками фильтрация практически прекращается, и фильтрующий элемент должен быть заменен.

Вентиляция картера двигателя (рис. 24) открытая, действует за счет разрежения около нижнего конца вытяжной трубы, создающегося во время движения автомобиля.

Воздух из атмосферы поступает через воздушный фильтр в крышку головки цилиндров, а из ее полости по отверстиям для штанг в картер двигателя. Из картера воздух отсасывается вместе с парами бензина и отработавшими газами, которыепроникают в картер из-за неплотности поршневых колец.

Вентиляция предохраняет двигатель от избыточного давления в картере, от разжижения масла бензином и уменьшает разъединение шлифованных поверхностей серной кислотой, образующейся из продуктов сгорания.

Техническое обслуживание

Уровень масла в картере двигателя должен поддерживаться между метками «П» и «О» маслоизмери-телыюго стержня. Замерять уровень масла необходимо через 3—5 мин после остановки прогретого двигателя. Наливать масло выше метки «П» нельзя, так как это приводит к закоксовыванпю колец, нагарообразованию в головке цилиндров и наднищах поршней, течи масла через сальники и прокладки. Понижение уровня масла ниже метки <Ю» может вызвать выплавление подшипников.

Масло в картере двигателя необходимо заменять через одно ТО-1, т. е. через 2200—3400 км пробега в зависимости от покрытия дорог и их «пыльности». Практически загрязненность масла определяют по его прозрачности и цвету.

Уход за фильтром тонкой очистки масла. При ТО-1 необходимо сливать отстой через сливное отверстие в корпусе фильтра.

Через ТО-1 (через 2200—3400 км пробега) одновременно со сменой масла в картере двигателя заменять фильтрующий элемент. Если масло быстро темнеет, нужно заменить фильтрующий элемент раньше, так как это свидетельствует о его засорении или повреждении.

Менять фильтрующий элемент рекомендуется в такой последовательности:

  • снять левую боковину капота;
  • отвернуть пробку сливного отверстия, слить отстой, снять крышку, вынуть фильтрующий элемент, протереть внутреннюю поверхность корпуса и прочистить отверстие для стока масла в центральной трубке;
  • заменить фильтрующий элемент новым, завернуть пробку сливного отверстия и залить в корпус свежее масло;
  • установить крышку на место, закрепить болтом, не затягивая его слишком сильно, так как можно повредить прокладку ;
  • добавить масла в картер двигателя до метки «П» стержневого маслоуказателя;
  • пустить двигатель и проверить, нет ли течи масла через пробку, штуцера и крышку фильтра тонкой очистки. Остановить двигатель и долить масло в картер до метки «П».

Уход за фильтром грубой очистки масла . Ежедневно после работы на горячем двигателе поворачивать рукоятку фильтра на 1,5—2 оборота (15—20 качаний рукоятки).

Через ТО-1 (одновременно со сменой масла в двигателе) сливать отстой из отстойника фильтра, предварительно повернув валик на несколько оборотов.

При проведении ТО-2 снять с двигателя фильтр, промытьего отстойник и фильтрующий элемент. Очищать фильтрующий элемент нужно волосяной щеткой, периодически погружая его в керосин и прокручивая рукоятку. Во избежание повреждения нельзя чистить фильтрующий элемент проволочными шетками. После промывки во избежание ржавления пластин следует промыть фильтр в жидком масле.

Уход за вентиляцией картера сводится к проверке плотности соединений и очистке крышки коробки толкателей и вытяжной трубки от отложений при ТО-2.

При обнаружении повышенного расхода масла необходимо проверить исправность системы вентиляции картера. В холодное время года ежедневно прозерять и при необходимости прочищать вытяжную трубку, в противном случае возможно образование в картере повышенного давления и появление течи масла через сальники.

Фильтр вентиляции картера следует промыть в керосине или в бензине и просушить, затем окунуть его в масло (для двигателя) и дать маслу стечь. Эту работу выполняют одновременно со сменой масла в двигателе. Надо помнить, что сухой фильтр пропускает в двигатель пыль.

При ремонте системы вентиляции картера надо иметь в виду, что болт крепления вытяжной трубки не должен превышать по длине 65 мм во избежание задевания за него штанги толкателя.

Статьи